Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Развитие российского государства осуществлялось с момента его создания. Это невозможно без трансформации социальной, экономической и политической сфер деятельности самого государства. В зависимости от исторического этапа развития страны менялись и корректировались как внешние, так и внутренние функции страны. В связи с этим изменились функции, полномочия и компетенция органов государственной власти.
Одним из самых ярких примеров является Министерство внутренних дел. Первоначально на Министерство внутренних дел были возложены такие функции, как контроль за гражданами, охрана общественного порядка, борьба с преступностью, а также управление государственными предприятиями и фабриками, организация продовольственного снабжения и торговли, осуществлялся контроль за медициной и ветеринарией и т.д. Таким образом, мы видим, что Министерство внутренних дел было создано как институт государственной власти, который решал весь спектр внутренних функций государства.
В России общепризнанные права и свободы гражданина и личности, степень их защиты в работе правоохранительных органов и специфика обеспечения, как и в любой другой стране, в их развитии имеют некоторые особенности, которые зависят от правовых традиций, уровня политической и правовой культуры общества. Определение основных направлений совершенствования методов и форм работы органов внутренних дел в области обеспечения прав человека в период действия специальных правовых режимов, а также пределов ограничений таких прав и свобод предполагает непрерывный системный научный анализ с учетом современных закономерностей и тенденций в сфере развитие общества и правовой системы страны.
Современная российская действительность характеризуется всплеском различных форм негативных отклонений, развитие и распространение которых негативно сказывается на реализации законных интересов и прав гражданами России. Особое значение в государстве для защиты свобод и прав человека придается работе правоохранительных органов в целом и полиции в частности. В то же время уровень доверия российских граждан к государственным структурам, в том числе к полиции, не всегда высок. И от этого будет зависеть эффективность их работы по борьбе с преступностью и защите законных интересов, свобод и прав человека.
Объектом исследования является МВД Российской федерации как орган исполнительной власти.
Предметом исследования является деятельность МВД Российской федерации.
Цель работы: рассмотрение МВД Российской федерации как органа исполнительной власти.
Задачи исследования:
изучить основные этапы становления и развития органов МВД Российской федерации;
представить характеристику деятельности Министерства внутренних дел РФ;
дать оценку эффективности деятельности МВД за январь - март 2023 года;
провести анализ правоприменительной практики.
Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания и системный подход. В ходе исследования использовались общенаучные методы и приемы в форме научной абстракции и прогнозирования.
Новизна работы: выявлены проблемные аспекты обеспечения прав человека в правоохранительной деятельности органов внутренних дел и разработаны направления совершенствования деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав человека в правоохранительной деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. МВД Российской Федерации как орган исполнительной власти
1.1. Основные этапы становления и развития органов МВД Российской федерации
В системе правоохранительных органов одно из важнейших мест занимают органы внутренних дел. Это можно объяснить тем, что на них возложена обязанность сохранять и поддерживать общественный порядок в стране, укреплять верховенство закона, а также защищать права и свободы человека и гражданина в России.
Органы внутренних дел прошли довольно сложный процесс становления, зарождения и развития. Это можно объяснить различными факторами: историческими, социальными, экономическими. Итак, на протяжении всей истории российского государства отношение к полиции и ее сотрудникам было очень разным, и соответственно, регламентация деятельности полиции, а также перечень основных полномочий и обязанностей сотрудников также существенно различаются.
С момента своего создания в 1802 году Министерство внутренних дел выполняло множество других внутренних функций государства в дополнение к руководству полицией. Таким образом, «должность министра внутренних дел обязывает его заботиться о всеобщем благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей империи. В его ведении находятся все отрасли государственной промышленности, за исключением горнодобывающей; он также отвечает за строительство и техническое обслуживание всех общественных зданий в штате. Более того, на него возлагается обязанность стараться всеми средствами предотвратить нехватку предметов первой необходимости в общежитии» [12, с. 36].
Можно сказать, что история возникновения органов внутренних дел в первую очередь связана с революциями и изменениями формы правления в России в начале 20 века. 10 марта 1917 года департамент полиции был упразднен и была создана «народная милиция». Этот вид правоохранительных органов был направлен на защиту правопорядка, а также поддержание дисциплины на различных фабриках и заводах. И именно на полицию была возложена эта функция.
Народная милиция выступала в качестве основного составного элемента государственного аппарата и, соответственно, выполняла те функции, которые были возложены на нее с учетом инструкций, содержащихся в соответствующем нормативном акте страны. Ввиду становления крестьянской власти в стране также шел активный процесс формирования и развития милиции, что способствовало укреплению власти Советов, а также становлению советского государства.
В апреле 1919 года был издан декрет «О Советской рабоче-крестьянской милиции». В соответствии с этим указом сотрудники милиции не призывались в Красную Армию. Следует подчеркнуть, что рядовое население страны крайне негативно отреагировало на публикацию этого указа. Однако стоит отметить, что положения о воинской дисциплине применялись и к полиции. Также вся милиция, в соответствии с вышеуказанным указом, была обеспечена государством. Соответственно, сотрудникам полиции были предоставлены различные льготы. В дополнение к городской милиции, которая осуществляла свои полномочия в пределах конкретного населенного пункта, стали появляться специализированные виды: речная милиция, железнодорожная милиция и так далее. Они выполняли возложенные на них функции в определенной сфере деятельности [14, с. 47].
В двадцатых годах 20 века в полиции стали появляться различные научно-технические подразделения. На них была возложена функция проведения исследований, связанных с предотвращением, пресечением и раскрытием совершенных преступных деяний. Так, в феврале 1919 года было создано бюро судебной экспертизы, а также бюро регистрации и снятия отпечатков пальцев. Это было большим шагом в развитии советской системы органов внутренних дел, поскольку способствовало наиболее эффективному выполнению функций, возложенных на правоохранительные органы. В дальнейшем также были изданы различные нормативные акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел в России. Законодательная база в этой области имела постоянную динамику, дополнялась и изменялась.
В советское время ОВД также выполняло множество функций, не свойственных полиции. Так, например, в 20–х годах прошлого века на них были возложены обязанности по оказанию помощи ведомствам: Народному комиссариату продовольствия – в сборе продовольственного налога; Народному комиссариату финансов - в принудительном сборе налогов и недоимок, для чего были созданы специальные должности были созданы налоговые инспекторы милиции; Народному комиссариату просвещения – в борьбе с беспризорностью; Народный комиссариат здравоохранения – в осуществлении санитарного надзора, Народный комиссариат путей сообщения – в поддержании порядка на железных дорогах. Кроме того, «не поддавалась учету масса обязательных постановлений советов и исполкомов различных уровней, изданных на местах, выполнение которых было поручено полиции: запрет ходить вечером и ночью по улицам; проверка «комсомольца» «на девственность»; возложение надзора на полицию «для того, чтобы домовладельцы следили за тем, чтобы гусеницы не переползали из одного сада в другой» и т.д.». Следовательно, в широком смысле органы внутренних дел - это система органов исполнительной власти, выполняющих внутренние задачи и функции государства.
Серьезные изменения в системе внутренних дел были внесены в период перестройки. В этот исторический период происходят изменения в различных сферах, в том числе и в системе органов внутренних дел. Процесс, связанный с возникновением суверенитета в различных республиках, привел к значительным изменениям в структуре ОВД. В России начали формироваться специализированные подструктуры Министерства внутренних дел, направленные на решение конкретных задач. Итак, в связи с большим ростом в 80-90-е годы 20 века организованной преступности возникла необходимость в создании спецподразделений Министерства внутренних дел по расследованию и раскрытию преступлений.
Принятие Федерального закона «О милиции» внесло большой вклад в развитие системы органов внутренних дел. Этот закон фактически соответствовал экономическим и социальным условиям внутри страны. И мы можем сказать, что принятие этого нормативного акта было обусловлено изменениями, которые произошли в обществе и государстве. Со стороны государства была предпринята попытка объединить ОГБ и ОВД, в связи с чем 19 декабря 1991 года вышел Указ Президента РСФСР № 290 «О министре безопасности и внутренних дел РСФСР» был принят 19 декабря 19914 года. Большое значение имело также создание подразделения милиции специального назначения. Именно этот орган нес ответственность за поддержание общественной безопасности и порядка в стране. Принятый в стране закон «О милиции» был направлен на то, чтобы милиция гарантировала выполнение общественно значимых функций, то есть она должна обеспечивать порядок и безопасность в стране [16, с. 35].
Однако в настоящее время понятие органов внутренних дел имеет более узкое значение и, несмотря на то, что оно не определено законом, включает в себя те органы, на которые распространяется действие Положения о службе в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, за исключением учреждений и органов, выведенных из состава система Министерства внутренних дел России (Государственная противопожарная служба Министерства по чрезвычайным ситуациям России, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации). Принятие Федерального закона «О полиции» [2], который был разработан в рамках проводимой реформы Министерства внутренних дел России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 года № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации». Российская Федерация», сыгравшая важную роль в развитии системы внутренних дел России.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – №7. – Ст.900.
3. Агапов, А. Б. Административное право / А.Б. Агапов. - М.: Юрайт, 2022. - 287 c.
4. Административная ответственность. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2020. - 232 c.
5. Административная ответственность. Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2022. - 248 c.
6. Административное право Российской Федерации. Практикум. Учебное пособие. - М.: Зерцало-М, 2020. - 256 c.
7. Административное право: учебник / Э. Г. Липатов и др. – М.: Дашков и К°, 2021. – 452 с.
8. Административное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. – М.: Юристъ, 2020. – 456 с.
9. Административное право в схемах: Учеб. пособие для вузов / В. В. Власенков, Б. В. Российский, Н. Д. Эриашвили и др.; Под ред. А. М. Никитина. – М.: ЮНИТИ–ДАНА – Закон и право, 2021. – 345 с.
10. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – М.: Норма: Инфра–М, 2021. – 575 с.
11. Административное право: учебник / А. М. Волков, А. С. Дугенец. – М.: Форум: Инфра–М, 2022. – 287 с.
12. Административное право: учебник / Л. В. Акопов, М. Б. Смоленский. – М.: Дашков и Кº: Академцентр, 2021. – 351 с.
13. Административное право: лекции / А. Н. Бабай, А. Г. Пархоменко. – М.: Издательство МПСУ. – Воронеж: МОДЭК, 2022. – 455 с.
14. Административное право: учебник / Л. М. Рябцев и др. – М.: Амалфея, 2021. – 414 с.
15. Административное право и процесс: практикум / Г. А. Василевич, С. М. Забелов, Д. Е. Тагунов. – М.: Право и экономика, 2021. – 230 с.
16. Алехин, А. П. Административное право России / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. - М.: Дрофа, 2021. - 242 c.
17. Андреева, Е. М. Административое право / Е.М. Андреева, Е.И. Сидоров. - М.: МГОУ, 2021. - 390 c.
18. Конин, Н. М. Административное право России в вопросах и ответах: учебное пособие / Н. М. Конин. – М.: Проспект, 2022. – 256 с.
19. Конин, Н. М. Административное право России в вопросах и ответах / Н.М. Конин. - М.: Проспект, 2022. - 256 c.
20. Конин, Н. М. Административное право. Учебник / Н.М. Конин, Е.И. Маторина. - М.: Юрайт, 2021. - 576 c.
21. Копытов, Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Копытов. – М.: Юрайт, 2021. – 645 с.
22. Краснов, А.С. Административная ответственность. Учебно-методический комплекс. Сборник административно-процессуальных документов / А.С. Краснов. - М.: Проспект, 2022. - 651 c.
23. Макарейко, Н.В. Административное право. Учебное пособие для вузов / Н.В. Макарейко. - М.: Юрайт, 2020. - 336 c.
24. Миронов, А. Н. Административное право / А.Н. Миронов. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 320 c.
25. Четвериков, В. С. Административное право / В.С. Четвериков. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 400 c.